ВИА "Поющие гитары"


  Так называется ленинградский вокально-инструментальный ансамбль . Ансамблю всего год, позади выступления в 50 городах Советского союза. Старинные русские песни, песни времен гражданской и отечественной войны, современные эстрадные произведения ленинградских композиторов и зарубежные мелодии- все это входит в репертуар ансамбля. Есть оригинальные произведения, написанные художественным руководителем ансмбля А.Васильевым. Особенность сама манера исполнения: биг-бит "большой удар". В основе ритмическое акцентирование, экспрессия, напор. В Москве ансамбль "Поющие гитары" впервые 2 и 3 декабря его выступление можно услышать в концертном зале гостиницы "Советская". Начало вечерней программы в 19.30, воскресной дневной - в 14 часов

В. ЯКОВЛЕВ
Московский комсомолец, 2 декабря 1967

Восемь парней, гитары и песня

Везде есть ныне мальчики с гитарами - в школах, в институтах, в учреждениях. Гитара становится "некоронованной" королевой эстрады. Но пока, пожалуй, только один коллектив гитаристов в нашей стране достоин того, чтобы говорить о нем всерьез. Это "Поющие гитары".

Несколько месяцев назад ленинградская телестанция "Горизонт" представила своим зрителям новый ансамбль. В то время трудно было определить, как далеко пойдет коллектив. В столицу коллектив привез не только значительно обогащенный репертуар, но и уверенность в своих силах, и редкий энтузиазм. Я страстное желание утвердить себя, отстоять свое дело.

На сцене - восемь стройных, симпатичных ребят, одетых не "по-эстрадному" просто: четверо вооружены электрогитарами, слегка покачиваются в такт музыке. Чуть позади гитаристов расположились пианист, органист, ударник и радист, он же исполняет партию трубы. Все они поют. Вот этот состав, как его представляют во время концерта:

  • Владимир Калинин - "поющая" ритм-гитара.
  • Юрий Чванов - "поющая" аккомпанирующая гитара,
  • Эдуард Бернштейн - труба и звук.
  • Лев Вильдавский - электроорган,
  • Сергей Лавровский - ударные (или "поющий барабан", как он сам себя называет).
  • Олег Машкович - рояль,
  • Евгений Броневицкий - "поющая" бас-гитара.
  • Анатолий Васильев - "поющая" солирующая гитара и руководитель ансамбля.

Контакт, артистов и зрителей все возрастает, публика быстро подключается к этому бодрящему празднику ритма, становится соучастницей происходящего на сцене, хлопает в такт, подпевает, смеется, давая таким образом некоторую разрядку юношескому своему темпераменту.

Честно говоря, не у всех в ансамбле бог весть, какие голоса, - да они и не обязательны в этом жанре. Достаточно того, что каждый из ребят - хороший инструменталист. Один поет, другие подпевают, а в результате - великолепный, очень слаженный, очень музыкальный ансамбль! Эффект налицо. Часто ли мы видим артистов, получающих такое нескрываемое удовольствие от одной только возможности своего выступления, от возможности самовыражения? Пожалуй, лишь в джазе.

О чем же "поют" гитары? Да обо всем. В одной программе они объединяют и лирическую русскую песню, и музыкальную шутку, и балладу, и песню протеста, и даже "цыганщину". Репертуар у ансамбля самый разнообразный. Пока что "Поющие гитары" ищут себя, и не стоит слишком уж критиковать эти поиски. По-новому звучат в интерпретации "гитар", казалось бы, совсем "запетые" - "Эх, дороги", "Катюша", "Атомный век". В современном ритме и стиле исполняются старые русские пески "Не слышно шума городского" и "Вот мчится тройка..." Конечно, ансамбль исполняет и традиционный международный репертуар и даже включает в программу сценку-пародию из жизни ковбоев дикого Запада, насыщенную шутками, добрым юмором и обнаружившую актерские таланты, Надо сказать, что юмору, шутке вообще уделено достаточно много места в концерте "Поющих гитар". Это относится к оригинальной музыкальной пародии "Ленинградские робята" и к цыганскому репертуару.

В самом деле, неужто они должны петь "цыганщину" всерьез? Солист ансамбля Юрий Чванов обладает большим красивым голосом (раньше он пел в "Дружбе"), хорошей сценической фактурой, музыкальностью. Он выступает в программе в разных амплуа. В частности, поет модернизированные "Очи черные" (я не уверена, что эта песня так уж ему необходима). И тем приятнее, что именно тяжеловесный цыганский репертуар ребята "разбавляют" шуткой. Наверное, более сильное впечатление производила бы в исполнении Ю. Чванова так называемая "песня протеста" "Был один парень" Д. Моранди (она входит в репертуар Дж. Марьяновича), если бы он не так увлекался театральностью, не "пережимал" в чувствах, что ли...

Есть, в ансамбле единственная солистка - совсем юная Лена Федорова. Она непосредственна, свободна, импульсивна - качества редкие у эстрадных певиц. Она очень напоминает Риту Павоне (и, кажется, сознательно ей подражает), хотя ей не чужды песни драматические и гражданские.

Меня несколько удивило участие в концерте чтеца В. Азеля. Ибо он совершенно "не в плане" ансамбля. И хотя читает хорошие стихи, читает, в общем недурно, все же для такой программы нужен исполнитель, умеющий связать воедино ритмы музыки и поэзии.

Теперь о том, как все это началось. - Руководит ансамблем вот уже год Анатолий Васильев. По образованию он дирижер-хоровик, играл- в джазе, семь лет работал в "Дружбе", где ему и пришла в голову мысль создать ансамбль, исполняющий современную эстрадную музыку. Он подобрал музыкантов-инструменталистов. После долгих, изнурительных репетиций, после драматических перепетий борьбы за существование ансамбль превратился, наконец, в "Поющие гитары" - единственный в своем жанре у нас на эстраде.

Анатолий Васильев не только отличный музыкант, но и одаренный композитор. Его песни имеют у слушателей успех. Это прежде всего лирическая "шансон" на слова Жака Превера "Зыбучие пески". Это оригинальная по композиции и необычная в исполнении Лены Федоровой и Юрия Чванова шуточная миниатюра "Пошла я к милому" на слова Л. Хьюза; это опять же на слова Ж. Превера "Для тебя, любимая", которую "делает" весь ансамбль.

"Поющие гитары" - профессиональный коллектив, его охотно "покупают" и выгодно "продают". Не нужно удивляться коммерческим терминам - в современном эстрадном искусстве они играют далеко не последнюю роль. Слава богу, кто-то из руководителей эстрады догадался, что "овчинка выделки стоит", и ансамбль сразу получил все права гражданства. Но еще бывает наоборот, и где-то ждут своего часа талантливые люди. Будем надеяться, что дождутся!

Л. ГЕРАСИМОВА.
Московский комсомолец, 30 декабря 1967

 


ВИА "Поющие гитары" История Дискография Утренняя почта
Copyright 2003"Популярная советская песня"
Статья предоставлена Александром Меркуловым (Петербург) специально для размещения на страницах ВИА "Поющие гитары"
Использовать материал вы можете только с разрешения координаторов проекта popsa.su