ВИА "Поющие гитары"


Анатолий Васильев: Вся жизнь - аншлаг

Мало кто из знаменитых музыкантов, певцов, композиторов может похвастаться отсутствием неудач и провалов в своей творческой карьере. Освистывали и забрасывали помидорами даже классиков с мировыми именами. А вот Анатолий Николаевич Васильев, создатель и художественный руководитель легендарной вокально-инструментальной группы "Поющие гитары", ничего подобного припомнить не смог. Все, за что он когда-либо брался в своей жизни, проходило на ура! Аншлаги, аплодисменты, "браво"и "бис" сопровождали его всю жизнь. Может потому, а может и вопреки тому, что был он пионером во всем, что касается музыкальной жизни "Союза нерушимого республик свободных" 50-х-80-х годов двадцатого столетия. Он не просто стоял у истоков создания отечественной популярной музыки, он был ее творцом. Ни одно новое явление советской эстрады не обходилось без его участия. Именно на его концертах ленинградцы впервые услышали джаз и рок-н-ролл.

- Это было в 1953 году, - вспоминает Васильев, - у нас уже был свой маленький оркестр: Слава Пожлаков, Гена Гольштейн и я играли на саксофонах, а Виктор Игнатьев - на трубе. По ночам мы ловили западные радиостанции и записывали на только что появившийся первый советский магнитофон "Днепр" самую последнюю музыку, которая рождалась тогда в Америке. Утром слушали и решали, что из этого мы будем играть. Тогда был очень популярен Элвис Пресли. Так вот, не успевал он выпустить новую пластинку, как мы уже через неделю играли и пели его шлягеры на танцах. Успех был проcто неслыханный. Однажды, мы давали концерт в Текстильном институте, пришли за час до начала и поняли, что не сможем пройти внутрь: вся площадь перед входом была забита людьми. Пока мы соображали, как быть, из окна нас заметил наш администратор. Через некоторое время окно открылось, в нем появился брандспойт, а еще через минуту на площадь хлынул поток воды. Девушки, спасая макияж и наряды, кинулись врассыпную, а мы побежали по образовавшемуся проходу к дверям. Вот так приходилось ходить на концерты.

Анатолий Николаевич был не только первым обладателем электрогитары, он был ее "изобретателем"!

Анатолий Васильев: На этой гитаре Musima de'Luxe я записывал в студии Мелодия многие инструментальные композицииЭлектрогитар в то время в нашей стране не было. Никто даже не знал, что это такое. А рок-н-ролл без электрогитары играть невозможно. И вот один умелец взялся мне помочь. Просидели мы с ним целое лето и сделали электрический адаптер, который я и крепил на концертах к деке гитары обычным пластилином. В зале как правило бывало жарко, пластилин плавился, адаптер падал, и гитара сразу переставала звучать. Я его подхватывал и - опять на деку. Так и играли.

Сейчас спустя столько лет ситуация кажется анекдотичной. Однако, чего не сделаешь ради искусства и ... удовольствия быть первым.

Но на этом первенство Васильева не закончилось.

В 1957 году в Ленинграде появился ансамбль "Дружба", импульсом к созданию которого стал только что прошедший в Москве первый Международный фестиваль молодежи и студентов. Руководил ансамблем Александр Александрович Броневицкий. "Дружба" объединила самых талантливых и сильных музыкантов и певцов. Там начинали свою музыкальную карьеру Александр Михайлов, ныне дирижирующий симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Владислав Чернушенко, ректор Санкт-Петербургской консерватории, Эдита Пьеха и многие другие. Пригласили в "Дружбу" и Васильева. За девять лет работы в ансамбле Анатолий Николаевич объездил весь Советский Союз и социалистическое зарубежье. "Дружба" гастролировала в Польше, Болгарии, Чехословакии, Германии. И повсюду были аншлаги, аншлаги, аншлаги. Работал ансамбль в огромных залах с одним микрофоном на всех. С микрофонами в то время дела обстояли не лучше, чем с электрогитарами, да и не принято было петь с микрофоном. Считалось, что певец - не певец, если без микрофона его не слышно.

- Помню, Пьеху тогда очень ругали, называли ее "шептуньей". Однако на общую популярность ансамбля сей факт не повлиял.

Между тем в Англии появился "Битлз", а в Италии ансамбль Марино Марини, который и приехал на гастроли в Советский Союз.

Мы впервые увидели музыкантов, которые сами еще и поют. У нас ничего подобного не было. Считалось, что должен быть вокалист с сильным голосом и группа музыкантов, обеспечивающих аккомпанемент, и никак иначе. Ансамбль Марино Марини мне очень понравился, и я решил создать нечто подобное у нас.

 

Это был 1966 год. Я начал подбирать музыкантов, думать над репертуаром, писать музыку. Нужна была репетиционная база. Нам удалось договориться с турбазой под Туапсе. Целое лето мы там играли вечерами на танцах за стол и жилье, а днем репетировали и мастерили себе аппаратуру. Сами сделали ревербератор - никем неслыханную тогда диковинку. Вибрирующий звук был новым и необычным. За лето мы фактически сделали все первое отделение концерта.

Вернувшись в Ленинград, Васильев и его товарищи предстали перед художественным советом Ленконцерта. Именно он в те времена решал вопрос "быть, или не быть". Не то чтобы новый коллектив совсем не понравился строгим судьям, просто принять решение мешали стереотипы. Уж больно все это было не по-нашему: все поют, все играют, вроде и голосов у них особо нет, но общее впечатление неплохое. И неизвестно, чем бы закончился тот худсовет, не скажи своего веского слова директор Ленконцерта Георгий Михайлович Коркин. Так коллектив Васильева получил помещение для репетиций и наказ выдать сольную программу через месяц. Вот так и появились "Поющие гитары".

- Название, кстати говоря, придумали не мы. Какое-то время выступали без названия. Не один раз собирались, думали-думали, как себя называть, да так ничего и не придумали. Между тем пора было выпускать афишу для гастролей. Художественный руководитель и говорит: "А знаете, как в народе о вас говорят? Поющие гитары. Нравится?" Так на афишах и напечатали. Гастроли прошли с огромным успехом. "Эх, дороги", "Тонкая рябина" проходили на ура! С нас ведь Ленконцерт требовал исполнять песни только советских композиторов. Своих - не больше двух. Поэтому мы выделялись не столько репертуаром, сколько обработкой, совершенно непривычными для советского уха аранжировками.

оющие гитары" были не просто первой, но и долгое время единственной в Советском Союзе музыкальной группой такого плана. Не было еще ни "Песняров", ни "Веселых голосов", не говоря уже о "Машине времени". Не удивительно, что на концерты "Поющих гитар" было не попасть.

Страсть Васильева ко всему новому и необычному вспыхнула с новой силой, когда он услышал поставленную на Западе рок-оперу "Иисус Христос-Суперзвезда". - Я тогда подумал: "А чем мы хуже?".

И опять закипела работа: поиск сюжета, подбор актеров. И в 1975 году появилась первая советская рок-опера "Орфей и Эвридика". Анатолий Николаевич потом вспоминал об этом, как о самом ярком событии в своей творческой жизни. Спектакль сделали буквально за месяц. И уже через 6 дней после его первого показа он полностью окупился. Труппа давала 3-4 аншлаговых концерта в день! Беспрецедентный случай работоспособности и энтузиазма. Заметьте, "голого" энтузиазма, ибо зарплата советских музыкантов и актеров не зависела ни от количества проданных билетов, ни от успеха, или провала спектакля. Полное отсутствие материальных стимулов и вечный страх - а что же скажет Худсовет? А вдруг запретят?

И тем не менее, именно в этот период нашей истории, страна была так богата талантливыми людьми. Может сейчас природа отдыхает? А может наш нынешний худсовет - мы все вместе и каждый в отдельности - слишком лоялен? С чего это вдруг на нашей эстраде так прочно укоренился неимеющий никакого отношения к музыке русский шансон и другие низкопробные "произведения"? Теперь уже пенсионер Васильев нашел этому вполне правдоподобное объяснение:

- Мы слишком долго жили в довольно жестких рамках, и народ изголодался по недозволенному. Я думаю, что со временем эстрада вернется к хорошему качеству, к требовательности и хорошему вкусу.

Домашняя студия Анатолия Васильева, 2004г.

Что касается самого Анатолия Николаевича, то он продолжает писать. И его последняя работа - романс, которого пока еще никто не слышал, несомненно относится к той музыке, которая всегда популярна, молода, актуальна и вечна.

Наталья Елисеева,
газета Sound Show, 2004г.


ВИА "Поющие гитары" История Дискография Утренняя почта

Copyright 2004 "Популярная советская песня"
Статья предоставлена Анатолием Васильевым специально для размещения на страницах ВИА "Поющие гитары" сайта popsa.su

Фотографии Ирины Киселевой из газеты "Комсомольская правда"
Использовать материалы вы можете только с разрешения координаторов проекта.