ВИА "Поющие гитары"


Журнал Музыкальная жизнь №6 1968

Журнал Мы часто говорим о необходимости расширения границ эстрадного искусства, хотим, чтобы все более жизненным становилось его содержание, совершенствовался стиль.

В этом смысле представляется интересным творчество ленинградского ансамбля "Поющие гитары". На наш взгляд, в его работе рельефно проступают тенденции новой эстрады, которые связаны со стремлением выйти за пределы привычного.

Ансамбль высоко профессионален. "Поющие гитары" действительно поют, и в этом особое очарование коллектива, использующего самые различные выразительные средства распространеннейшего инструмента наших дней. Ведь в самом деле гитара стала поистине народным инструментом, популярность ее возрастает с каждым днем. И появление этого коллектива, родившегося год назад, кажется весьма симптоматичным.

Многообразные тембры электрогитар, их широкие ритмические возможности реализуются в органичном сплаве с электроорганом (Лев Вильдавcкий) и фортепиано (Олег Мошкович). Эту плотную звуковую ткань порой прорезает солирующая труба (Эдгар Бернштейн). Точно разграничены функции гитар - лидирующая гитара (Анатолий Васильев), ритм-гитара (Владимир Калинин), бас-гитара (Евгений Броневицкий), аккомпанирующая гитара (Юрий Чванов). Пульсирующие ритмы удачно подчеркивает Сергей Лавровский (ударник).

Артисты ансамбля выступают одновременно и как инструменталисты, и как вокалисты, и как драматические актеры. ВИА У всех высшее или среднее музыкальное образование. Руководитель "Поющих гитар" Анатолии Васильев окончил дирижерско-хоровое отделение Ленинградской консерватории. Характерной особенностью его аранжировок является стремление максимально насытить фактуру контрапунктирующими линиями. Благодаря этому необычно звучат те песни, к которым мы давно уже привыкли ("Не слышно шума городского", "Ярославские частушки", "Дороги" дн. Новикова), - в них помимо полифониза-ции фактуры заострен контраст между запевом и припевом.

Очень хорошо используются и динамические ресурсы гитар. Лучше всего это заметно в исполнении песни "Полюшко-поле" Л. Книппера - нарастание звучности от тончайшего пиано до мощного фортиссимо помогает раскрытию образного содержания этой песни.

Тенденции нового заметны в самом принципе формирования репертуара. Из зарубежных, например, песен молодые музыканты выбирают не шлагеры, приносящие легкий успех, а песни гражданского содержания, которые редко звучат с эстрады. ВИА Так, мы слышим песню Дж. Моранди "Был такой парень" - песню протеста против несправедливости войны. Мы становимся свидетелями трагедии молодого американца, умирающего во Вьетнаме, на чужой земле, которую хотел завоевать. Песня словно предупреждает: "Люди, не дайте обмануть себя, не дайте вовлечь себя в грязную войну!" А в песне Дж. Марьяновича молоденькая девушка проникновенно и доверительно рассказывает нам о своем отце, который не вернулся с войны. Она знакома с ним лишь по фотографиям. Все отдала бы она за то, чтобы хоть раз увидеть отца живым...

Публицистика пронизывает многие номера программы. Песня А. Островского "Атомный век" утверждает идею веры в человека, в его доброе творческое начало. А песня В. Шаповалова "Когда устают чайки" заставляет нас задуматься о поэзии будней нашей жизни.

И вполне органично вплетаются в программу поэтические раздумья (стихи Вл. Маяковского, Евг. Евтушенко, В. Солоухина и других советских поэтов читает Владимир Азель), что в другом эстрадном концерте, возможно, казалось бы инородным телом.

Может ли быть эстрада вне чувства радости, жизнеутверждения? Конечно, нет!

"Я счастлив, что я ленинградец"-этот рефрен песни Г. Носова, начинающий и венчающий концерт, остается в памяти слушателей, ибо "Поющие гитары" словно прочерчивают в нашем сознании эту фразу - так необычна экспрессия, с которой произносится каждое слово.

Радость бьет ключом и в песнях руководителя ансамбля Анатолия Васильева - шуточных "Эники-бенини", "Пошла я к милому" и в окрашенной восточным колоритом песне "Для тебя, любимая".

Заслуживают особого упоминания пародийные номера программы - псевдоцыганские напевы, широко бытовавшие в дореволюционное время. Характерные интонации жестокого романса в сочетании с современной гармонизацией и биг-битовыми ритмами создают причудливую атмосферу музыкального шаржа. Совсем по-другому применяются эти ритмы в инструментальной пьесе "Апачи", основанной на индейских мелодиях. Перед нами развертывается музыкальная фреска, привлекающая разнообразием тембровых красок и виртуозной фактурой.

Отдельные номера программы "Поющих гитар", казалось бы, не связаны между собой и тем не менее программа построена логично. Цельности восприятия способствует театрализация, которая удачно подчеркивает контрастность соседствующих номеров. Участники ансамбля расширяют обычное представление об актерской палитре эстрадных вокалистов. Некоторые номера являются интересными примерами инсценирования песни ("Девушка" Леннона - Маккартни, "Ковбойская песня").

В отличие от многих наших эстрадных коллективов в программе "Поющих гитар" существенную роль играет режиссура, достигающая значительной выразительности, несмотря на простоту и лаконичность средств. Следует упомянуть, в частности, интенсивное и удачное использование света.

Радуясь тому новому, что отличает "Поющие гитары" в нашем эстрадном быту, мы не можем, однако, пройти мимо подражательности, которой отмечен стиль исполнения некоторых номеров. Так, например, способная певица Елена Федорова, выразительно спевшая в первом отделении песню об отце, затем фактически растворилась в творческой манере Риты Па-воне. Можно указать и на то, что не все номера программы соответствуют духу ансамбля, специфике его звучания. Это относится, в частности, к песне Марино Марини "Ну, что".

Первые шаги ансамбля - многообещающи. Пожелаем ему
новых интересных поисков и решений.

В.ЗАК. М.ПОДБЕРЕЗСКИЙ

 

 


ВИА "Поющие гитары" История Дискография Утренняя почта
Copyright 2003"Популярная советская песня"
Статья предоставлена Александром Меркуловым (Петербург) специально для размещения на страницах ВИА "Поющие гитары" сайта popsa.su
Использовать материал вы можете только с разрешения координаторов проекта