"Кино"


Рок-группа (Ленинград). Группа <КИНО>, метеором пролетевшая по музыкальному небосклону страны, стала одним из крупнейших художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее харизматический лидер - автор песен, певец, гитарист, актер и художник - Виктор Цой (21 июня 1962 - 15 августа 1990) стал, говоря словами одной из его песен, <последним героем> золотой эпохи рока.

В 1976 Цой познакомился с автором песен и певцом Максимом Пашковым, вместе с которым они чуть позже организовали группу <ПАЛАТА 6>. Вопреки господствовавшей моде, предписывавшей играть хард-рок, а позже что-нибудь в стиле <МАШИНЫ ВРЕМЕНИ>, <ПАЛАТА> пыталась исполнять собственного сочинения бит.

Наступление <новой волны> послужило катализатором изменений на ленинградской подпольной рок-сцене: появились новые группы, в воздухе повеяло свежими музыкальными идеями. Именно в этот период Цой начал сочинять собственные песни, как правило, основанные на его точных жизненных наблюдениях.

Осенью 1980 он в компании с <АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ> побывал в Москве, где играл на квартирных концертах, а 21 марта 1981 дебютировал на сцене кафе <Трюм> в качестве бас-гитариста той же группы.

Осенью 1981 на свет появилась группа <ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ> в составе: Цой, Алексей <Рыба> Рыбин (p. 21 декабря 1960, Ленинград) (гитары и вокал) и Олег <Базис> Валинский (барабаны). Последние двое представляли собой две трети еще одной бит-группы <ПИЛИГРИМ> (оставшейся третью был будущий гитарист <ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК> Андрей <Дюша> Романов), а Рыбин, помимо того, репетировал с группой <АБЗАЦ>. В ноябре 1981 они вступили в Ленинградский рок-клуб. Весной 1982, заменив прежнее название на <КИНО>, записали на студии Андрея Тропилло альбом <45> (названный так по длительности его звучания). В качестве саунд-продюсера выступил Борис Гребенщиков.

На протяжении следующего года <КИНО> дало еще несколько концертов в Москве (иногда с ними выезжал барабанщик <АКВАРИУМА> Петр Трощенков). В марте 1983 <КИНО> снова появилось на сцене Ленинградского рок-клуба в составе: Цой, Рыбин, Георгий <Юрий> Каспарян (гитара), Максим Колосов (бас) и Борис (барабаны). Той же весной оригинальный состав <КИНО> распался. Цой еще на год пропал, а Рыбин играл в московской группе Сергея Рыженко <ФУТБОЛ>. Единственным документом этого периода стал альбом <46>, репетиционная запись новых песен Цоя, без его ведома распространенная звукорежиссером Алешей Вишней.

В мае 1984 <КИНО> в составе: Цой, Каспарян, позаимствованный у <АКВАРИУМА> бас-гитарист Александр Титов (р. 18 июля 1957, Ленинград) и новый барабанщик Георгий <Густав> Гурьянов, за два месяца отрепетировали новую программу и вышли на сцену 2-го Ленинградского рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием. В ноябре 1985 занятого в <АКВАРИУМЕ> Титова сменил Игорь Тихомиров (p. 14 апреля 1961, Ленинград), бас-гитарист <ДЖУНГЛЕЙ> и <ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ> (участие в которой периодически принимали и остальные музыканты <КИНО>). С этого момента и до самого конца состав <КИНО> оставался неизменным.

Звучание <КИНО> в этот период было модным. Музыканты внимательно наблюдали за эволюцией музыкального процесса на Западе и пытались найти применение наиболее интересному из услышанного в своей музыке. Песни <КИНО> отличает обилие свежих мелодических находок, а в текстах Цоя романтико-героическая поэтика соседствует с реалистическими зарисовками с натуры, сдержанной иронией и юмором. В 1986 группа с успехом выступает на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).

После успеха альбома <Группа крови> (1988), а также эпизодического появления группы <КИНО> в фильме Сергея Соловьева <Асса>, страну охватила настоящая <КИНОмания>.

Романтический герой Цоя оказался необычайно созвучен настроениям молодых слушателей <поколения перемен>. После завершения съемок в картине Рашида Нугманова <Игла> (1989) группа вернулась к активной гастрольной жизни.

В 1988-90 <КИНО>, в атмосфере все более нараставшей вокруг имени Цоя экзальтации тысяч юных поклонников, дало десятки концертов по всей стране. В рамках движения они гастролировали в Дании, выступили на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже, приняли участие в советско-итальянском рок-фестивале в Мельпиньяно.

В 1989 вышел альбом <Звезда по имени Солнце>, первый и последний в истории группы записанный в профессиональной студии. В том же году ленинградского директора группы Юрия Белишкина (позднее работал с <ДДТ>) сменил москвич Юрий Айзеншпис, а полгода спустя, 15 августа 1990, Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

Той же осенью трое оставшихся участников <КИНО> доработали чудом уцелевшую в аварии пленку с демо-записью новых песен Цоя, известную сегодня как <Черный альбом> (1990). Позднее, усилиями вдовы Цоя Марьяны, вышел альбом <Неизвестные песни Виктора Цоя> (1992), включавший ранние записи <КИНО>, а на протяжении 90-х годов все ее творческое наследие было переиздано на компакт-дисках Moroz Records. В 1996 <Отделение Выход> издало совместный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя, записанный в Москве в январе 1985.

Сразу после 1990 пути бывших участников <КИНО> разошлись: Гурьянов покинул музыку и занялся живописью; Тихомиров руководил клубом , играл с Александром Ляпиным, а летом 1995 стал участником группы <ДДТ>; Каспарян, после периода молчания, вернулся в музыку с инструментальным альбомом <Драконовы ключи> (1996), а позже работал над новыми проектами с бывшим лидером <НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС> Вячеславом Бутусовым.

Алексей Рыбин после ухода из <КИНО> вновь начал играть в 1995, организовав группу <ОАЗИС Ю>, в которой принимали участие экс-басист <ЗООПАРКА> Наиль Кадыров, а также Сергей Курехин и Михаил <Фан> Васильев из <АКВАРИУМА> и <ТРИЛИСТНИКА>. Они издали два альбома современного рока <Воспитание детей красотой подводной жизни> (1995) и <Спорт обречен> (1996). В 1997 Рыбин вместе с Алексеем Раценом (экс-<ТЕЛЕВИЗОР>, <АКВАРИУМ>, <ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ>) подготовил альбом <Асфальт> с кавер-версиями песен раннего <КИНО>.

Помимо <Ассы> и <Иглы> Виктора Цоя и группу <КИНО> можно видеть в фильмах <Конец каникул> (1986), <Йях-ха> (1986), <Город> (1987), <Рок> (1988).

Андрей Бурлака

Дискография

Начни с начала Не забывай Утренняя почта
Copyright 2002 "Популярная советская песня"
Вы можете использовать наши материалы в некомерческих целях, при условиии сохранения авторства и указания ссылки на сервер popsa.su.