|
Natasha
|
|
11 нояб. 2003 16:21
|
E-mail
|
Я постараюсь постепенно перепечатать одну очень занимательную статью, опубликованную в "Собеседнике" 30 сентября 1984 года. Автор Владимир Гарин. Интересно потом будет обсудить.
|
|
Natasha
|
|
11 нояб. 2003 16:32
|
E-mail
|
Как время-то бежит... Еще недавно приходил я на концерты и слушал преисполненные могучего смысла строчки: "Наши руки не для скуки, для любви сердца". Или романтические вздохи типа: "А любовь рядом была, следом шла, цветы собирала". Кумиры танцплощадочных ансамблей пели: "Танцуют мальчики, танцуют девочки, истерлись клавиши моей души..." И честно признаюсь, я не удивлялся, когда упрекали авторов этой продукции в безвкусице... Но прошли годы, и поверилось, что подобные песенные "вирши" стали анахронизмом, что авторы и исполнители вокально-инструментальных ансамблей поняли цену настоящей песенной поэзии. Нередки стали случаи, когда основой их репертуара становились строки Семена Кирсанова и Николая Заболоцкого, Юрия Левитанского и Алексея Межирова, Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, Андрея Вознесенкского и Андрея Дементьева. Ансамбли стали активнее обращаться к темам гражданским, социальным, политическим. Хватало и песен бытовых, лирических, шуточных. Вместе с ансамблем "Лейся, песня" мы смеялись над незадачливым любителем аэробики, которому модное увлечение заменило все на свете. "галактика" и "Земляне" стремились увлечь нас автородео и спидвеем, укрепить мускулатуру в "Боксе", приглашали совершить "Полет на дельтоплане". А почему, собственно говоря, и нет? В конце концов, эстрада по своей природе синтетична и вполне может заставить и задуматься, и развеселиться. Но вряд ли это должно происходить по удивляющей, мягко говоря, схеме, которую предлагает ансамбль "Надежда": Мы смеемся, веселимся, До утра порой резвимся, И с больною головой - На работу и домой. Книг мы множество читаем. Почитаем - засыпаем. Вот вся сущность бытия. Не хотелось бы общаться с подобными современниками, портрет которых так вдохновенно написал автор текста Я.Гальперин. Неудивительно, что такие герои без особой убежденности поют о неназванном "далеком крае". Что они там делают - тоже трудно представить. Я говорю о песне "Начало пути", которую слышал в исполнении нескольких ВИА. Как ни в слушивался я в текст, ничего, кроме многократно использованных, стертых общих фраз типа "ветра больших дорог", "света дивных звезд" и "звонкой юности", не нашел. О поэтической технике, о рифмах типа "мечта - года" и "пути - найти" я уж и не говорю. Добавлю лишь, что автором снова выступил Я.Гальперин. Эстафетную палочку поиска мечты, выпадающую из рук Гальперина, подхватывают Л.Фадеев и ансамбль <Самоцветы>. В последнее время этот коллектив создал немало интересных произведений: антивоенный плакат «Стоп, мистер Рейган», композицию «Деньги», остро высмеивающую современное мещанство, философскую работу «Зеркало и шут». Поэтому не может не огорчать соседство с ними пустопорожней песенки «Поверь в мечту» со столь оригинальным припевом: Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту скорей. Поверь в мечту, поверь в мечту, Как в доброту людей. Поверь к мечту, как в красоту, Поверь когда-нибудь. Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту – и в путь. Столь многократное повторение одних и тех же слов дает право усомниться в профессиональных возможностях автора текста. Кстати, есть и другие любопытные строчки в этой песне: Пройдем любви закат И встретим с ней рассвет. Поймем: пути назад У жизни просто нет! Ну как не порадоваться вместе с Л. Фадеевым столь глубоким философским открытиям! Может, в лирических песнях мысли и чувства выражаются более искусно? Зной станет виной, Что врозь мы с тобой. Все свалишь на зной. Довод такой может сразить наповал, - поет опять-таки солист «Самоцветов» в их последней долгоиграющей пластинке «Прогноз погоды». Часто увидишь в программах телевидения ансамбль «Синяя птица», у коллектива уже вышло несколько больших пластинок. Помнится, предыдущая – «Моя любовь жива», с лирическими откровениями типа «Я тебя не прощу ни за что, никогда. Не прощу, и забудь обо мне навсегда» многократно критиковалась в печати. И вот в руках у меня последний гигант «Синей птицы» - «Во Дворце спорта в Лужниках». Нарядное цветное оформление, ультрамодные костюмы музыкантов. Можно было бы предположить, что и песни будут современные, по-настоящему молодежные. Поставим пластинку на проигрыватель и услышим такие «Цветные звуки»: Цвета меняют ночь и день, И есть, наверно, цвет тревоги. И у любви есть цвет и тень, Свое тепло, свои ожоги. А теперь перенесемся на концерт популярного белорусского ансамбля «Верасы». Большая часть его репертуара уже давно отдана любви. Любовный жар достигает высшей температуры в «боевике» «Верасов» - «Дискотека»: «Две колонки в двести ватт о любви моей кричат». Слово «любовь» всуе повторяется в каждой из этих песен раз по пятнадцать. ...Я вертелся в «Круговороте», меня манил «любви волшебный свет», мне «кружили голову танцы», «заносило за счастьем в Юрмалу», я пытался найти «дальний край, где бескрайний небосвод», устремлялся «вдаль за синей птицей» и просил любимую подарить «скорпиончиков, похожих на нее». Современные песни многих ВИА щедро дарили мне романтические грезы, и сквозь их блистающий на солнце разноцветный туман не видна была настоящая жизнь. Она проходит где-то рядом, со своими реальными проблемами и открытиями. (Сообщение отредактировал Natasha 11 нояб. 2003 17:12)
|
|
Mikhail
|
|
11 нояб. 2003 17:47
|
E-mail WWW
|
Никогда не задумывался как слова модной эстрадной песенки по-дурацки читаются напечатаными на бумаге :) А может и не стоит алгеброй раскладывать гармонию шлягера-однодневки. С другими словами, может быть и хит не получился бы, не запомнился бы ?
|
|
George
|
|
11 нояб. 2003 17:55
|
E-mail
|
Статейка с ошибками. "Поверь в мечту" пели "Земляне", а не "Самоцветы".
|
|
Natasha
|
|
12 нояб. 2003 9:24
|
E-mail
|
 | "Поверь в мечту" пели "Земляне", а не "Самоцветы". | Георгий, никакой ошибки нет. "Поверь в мечту" пели "Самоцветы", но, как всегда, нигде не записали. У "Самоцветов" было очень много песен, которые они отдали другим исполнителям. А те, с свою очередь, записали их их везде, где только можно. И, как следствие, теперь часто приходится слышать, что "Самоцветы" пели чужие песни. :-(
|
|
VV
|
|
12 нояб. 2003 9:52
|
E-mail
|
 | А может и не стоит алгеброй раскладывать гармонию шлягера-однодневки | Да и не только однодневки. Ну что это, в конце концов - Под сосною, под зеленою Спать положите вы меня. Калинка-малинка... К чему это, о чем это? А вишь ты - в веках живет.
|
|
Mikhail
|
|
12 нояб. 2003 10:09
|
E-mail WWW
|
 | Да и не только однодневки | :-) Я догадываюсь, что автор, после того как получил гонорар за статью в комсомольской прессе, отпавился со своими друзьями -единомышленниками в ближайшую кафешку выпить по безалкогольноми коктелю,и еще раз осмыслить антивоенный плакат "Стоп мистер Рейген". А заодно и понаблюдать за рефлексами отморозков бездумно дергающихся под сентенции типа  | Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту скорей. Поверь в мечту, поверь в мечту, Как в доброту юдей. Поверь к мечту, как в красоту, Поверь когда-нибудь. Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту – и в путь. |
|
|
Natasha
|
|
12 нояб. 2003 10:18
|
E-mail
|
 | А заодно и понаблюдать за рефлексами отморозков бездумно дергающихся под сентенции типа | Миш, а вот объясни мне одну вещь, если тебя не затруднит, конечно! Ты меня уже давно достал своими подсчетами сколько раз одни и те же слова повторяются в песнях, ну скажем, Саруханова. Здесь твоему возмущению просто предела нет! А "Поверь в мечту" значит трогать нельзя? Вот и займись подсчетом повторов одних и тех же слов в этой песне! Саруханов отдыхает! Кстати, против самой песни я ничего не имею. Она мне в свое время очень нравилась. Особенно в исполнении "Самоцветов". Беликов и Кондаков ее спели так, что Скачкову лучше было бы рот никогда в жизни не открывать.
|
|
Mikhail
|
|
12 нояб. 2003 10:50
|
E-mail WWW
|
 | Вот и займись подсчетом повторов одних и тех же слов в этой песне! Саруханов отдыхает! | Антонов бесспорно первооткрыватель новых методов создания бездумных шлягеров 80х. Добрынин продолжил эту творческую линию, но репутация мастеров всегда держится на их старых работах. А молодой выскочка Саруханов, не создав до этого ничего значимого, сразу сделал ставку на формулу запев-припев - запев-припев- запев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев. Ничего другого за душой у Саруханова нет, за это и я его и не люблю. (Сообщение отредактировал Mikhail 12 нояб. 2003 10:54)
|
|
Natasha
|
|
12 нояб. 2003 10:54
|
E-mail
|
 | Ничего другого за душой у Саруханова нет, | Ты не совсем прав. Начинал-то Саруханов совсем неплохо. Каракум, Позади крутой поворот, Московский простор... Это уж потом он скатился. Видимо деньги на содержание молодых жен потребовались. :-) Кстати, о песне "Московский простор". Вот бы ее найти! И лучше в исполнении группы "Эрмитаж" (солисты Роберт Мушкамбарян и Алексей Кондаков).
|
|
Mikhail
|
|
12 нояб. 2003 10:58
|
E-mail WWW
|
 | Начинал-то Саруханов совсем неплохо | Когда он начинал он не был "Сарухановым", правда нашел себя очень быстро, но и очень быстро растерял. А группа "Круг" из 80х чуть не самое для меня интересное сегодня.
|
|
Natasha
|
|
12 нояб. 2003 11:03
|
E-mail
|
 | Когда он начинал он не был "Сарухановым", | Когда-то Добрынин не был Добрыниным, и Антонов не был Антоновым. Только тогда они и писали классные вещи! Как только человек себя находит, творчеству конец! Увы! Но в статье речь идет не о композиторах (у автора, кажется, нет претензий к музыке), а о поэтах-песенниках. Точнее, наверное, сказать: об авторах слов. Так как поэт - это нечто другое. Далеко не о каждом авторе слов для песни можно сказать, что он поэт. (Сообщение отредактировал Natasha 12 нояб. 2003 11:04)
|
|
George
|
|
12 нояб. 2003 11:19
|
E-mail
|
Наташ! Все-таки в тебе говорит сильное и, порой, необъективное чувство к Самоцветам (75-85 гг). По-твоему все, чтобы они не делали в этот период - это высший класс! Боюсь, Наташ, будет много не согласных с этим утверждением.
|
|
Mikhail
|
|
12 нояб. 2003 11:21
|
E-mail WWW
|
 | а о поэтах-песенниках. | Насколько я понимаю, не поэт заказывает музыку. Работа автора слов в танцевальном жанре это разновидность аранжировщика, он всего лишь расставляет голосовые акценты в композиции, да и расставляет-то их именно там где ему укажут. Законы жанра, ничего не поделаешь, зато можно подзаработать на критике этого позорного явления в высокодуховной советской прессе :) Или я чего-то не знаю и автор статьи Владимир Гарин не подзарабатывал на обслуживании интересов черненковских идеологов, а создавал для народа вечные образцы песенной поэзии? (Сообщение отредактировал Mikhail 12 нояб. 2003 11:39)
|
|
Natasha
|
|
12 нояб. 2003 11:35
|
E-mail
|
 | чтобы они не делали в этот период - это высший класс! | Вот уж не согласна с твоим утверждением. Да и все прекрасно знают, что мне нравится далеко не все. Например, творчество Нефедова. То бишь значительную часть репертуара уже выкинули. Едем дальше. "Не судьба" - полный отстой! Могу и еще кучу всего назвать, что мне не нравится. Думаю только, что в этом нет особой необходимости.
 | будет много не согласных с этим утверждением. | А чтобы быть несогласным, надо хотя бы быть в курсе. А из присутствующих здесь, кроме Вячеслава Капустина, никто в это время на концерты не ходил. Вячеслав мог слышать эту песню. А остальным сказать нечего. А если объективно... Георгий, ну разве ж можно Беликова со Скачковым сравнивать. Ну это ж все равно, как сравнивать голос Магомаева и голосом Добрынина. Но если эти двое работают в разных жанрах, то Беликов и Скачков в 80-х работали в одном жанре.
|
|
Natasha
|
|
12 нояб. 2003 11:37
|
E-mail
|
 | на критике этого позорного явления в высокодуховной советской прессе :) | Миш, ну "наши руки не для скуки" и критиковать не надо. Здесь и так все в порядке.
|
|
George
|
|
12 нояб. 2003 12:44
|
E-mail
|
Согласен. Вокальные данные Беликова и Скачкова не сравнить. Но есть один момент - не всякая песня подходит данному исполнителю. Даже при наличии супервокальных данных. Не знаю, понятно ли я излагаю.
|
|
Natasha
|
|
12 нояб. 2003 12:51
|
E-mail
|
 | Не знаю, понятно ли я излагаю. | Излагаешь ты понятно. Могу тебя уверить эта песня Беликову подходила, как нельзя лучше. Когда я потом услышала Скачковское исполнение, мне дурно стало. А вообще, заешь, я тут как-то сидела и вспоминала, был ли хоть один случай, когда Беликов спел песню, а кто-то эту же песню спел лучше него... Надо отметить, что даже очень мало случаев, чтобы кто-то пытался это сделать. Видимо, сумашедших все-таки немного.
|
|