Популярная советская песня

Регистрация | Забытый пароль | Участники форума [354] | Справка | | Все участники

» Добро пожаловать, Гость: Войти

     ФОРУМ
     Музыка для взрослых
         Эпизод из книги А. Макаревича "Все очень просто"


    Одна страница
Модераторы: Mikhail
  Для печати Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Audio Producer 19 янв. 2006 13:04
WWW "Поскольку никому, вплоть до вышеуказанных органов, было по-настоящему неизвестно, что таким командам вроде нашей можно, а что - нельзя, никаких правил и законов не существовало, все, в конечном счете сводилось к наличию у ансамбля "литовки", то есть программы, утвержденной так называемым Домом народного творчества.
Дом с таким волшебным названием располагался на Малой Бронной. Я шел туда с гордостью за то, что наше творчество занесено в разряд народного, и вообще с большим интересом. Мне казалось, что в этом доме должна кипеть какая-то яркая жизнь, воздух дрожать от народных танцев, былин и сказаний. Подойдя к подъезду, я не услышал гуслей и балалаек, а зайдя внутрь, увидел мертвые коридоры, выкрашенные тем цветом, что идет у нас в стране на детские сады, школы и больницы, - типичная советская контора.
Почти все кабинеты оказались закрытыми - видимо, давно и навсегда. Я разыскал, наконец, человека, ответственного за жизнь и деятельность команд вроде нашей. Носил он непростую фамилию Эстеркес, имел интеллигентную внешность с наличием бородки. В глазах его стояло застывшее страдание. Он сознавал своим административным умом, что "литовку" нам подписывать нельзя, но аргументов найти не мог. Помню, как он в отчаянии перебирал листочки с нашими песнями и пожимал плечами. Мне было его по-человечески жалко, по другого выхода я не видел - клубы и институты наотрез боялись принимать нас без проклятой бумажки. Действительна же она была на один отдельно взятый концерт. Это потом уже я поумнел и множил ее на ксероксе.
Пару раз Эстеркесу удавалось непостижимым образом исчезнуть из кабинета, узнав, что я на пороге. Возможно, он вылезал в окно. Впоследствии я уже не подвергал себя такому испытанию, а посылал к нему приглашающую сторону, то есть устроителей.
У меня до сих пор валяется несколько тех самых, когда-то вырванных с кровью "литовок". Вписывал я туда, конечно, все что угодно, вплоть до русских народных песен, но душа моя протестовала против совсем уже тотального вранья, и несколько своих песен я там оставлял. На одной из "литовок" рукой Эстеркеса вычеркнута песня "Марионетки". Что-то там в ней ему, Эстеркесу, не понравилось".




(Сообщение отредактировал Audio Producer 19 янв. 2006 13:25)

Audio Producer 19 янв. 2006 13:23
WWW Так уж получилось, что я хорошо знаю Валерия Львовича Эстеркеса - примерно с тех же времен, о которых пишет А. Макаревич.
Это человек драматической судьбы - родился в лагере в 1937 году, отца не видел - тот, инженер-судостроитель, был расстрелян в том же году. Мать получила 15 лет лагерей.
Проведя в лагере все детство и юность, он смог стать профессиональным музыкантом - закончил Воронежское музыкальное училище по классу гобоя, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской консерватории. Но как сын репрессированного был оттуда переведен в институт культуры.
Превосходный знаток джаза и рок-музыки, он в 1976 году основал первую в Москве рок-студию на ул. Рылеева (известную среди тогдашних начинающих рокеров как "подвал на Рыле")
В качестве руководителя эстрадного отдела Дома художественной самодеятельности (позже Дом народного творчества) сделал много для поддержки и защиты тогдашних рок-групп. Именно он создал известную группу "Зодчие" (муз лидером ее был Ю. Давыдов), помог ей получить профессиональный статус.
Нет ничего более нелепого и оскорбительного, чем обвинять человека такой судьбы и взглядов в совковости и служении совковой пропаганде!

Теперь - конкретно о "Машине времени".
В свое время В.Л. Эстеркес получил сверху указание придушить "Машину времени". (Знает ли об этом Макаревич?!)
Делать этого он не собирался, а поступил хитро - перевел "Машину времени" из разряда концертных ансамблей (где действительно было необходимо литовать репертуар) в разряд танцевальных ансамблей (не в смысле чтобы МВ плясала :-)), а для игры на танцах).
Ансамблю для игры на танцах можно было исполнять практически все.- не было обязательной нормы произведений советских композиторов, хоть весь вечер "битлз" играй. А на практике никто не проверял, танцевальная "литовка" или концертная - штамп стоит, и ладно.
Вот так МВ избежала предписанных репрессий - как раз благодаря человеку "с непростой фамилией и интеллигентной внешностью с наличием бородки".
А как его отблагодарил Андрей Вадимович - вы уже могли прочитать выше.


(Сообщение отредактировал Audio Producer 19 янв. 2006 13:28)

Mikhail 19 янв. 2006 14:21
E-mail WWW Мне у Макаревича нравится манера излагать свои мысли. Такая интеллигентость, простота и изящество языка, обыденные житейские ситуации и всегда уважение к своему читателю. Все выдает настоящего семидесятника из хорошей семьи. Если бы не твой рассказ, Анатолий, я бы и этот фрагмент принял за исповедальную правду Андрея Вадимовича.

Audio Producer 19 янв. 2006 17:25
WWW Я забыл добавить, что Дом народного творчества находился не на Малой, как пишет Макаревич, а на Большой Бронной в здании бывшей синагоги.
Теперь там опять синагога - та самая, в которой на днях маньяк-нацист бросился с ножом на людей.
Вот такое здание с непростой историей...

Natasha 19 янв. 2006 17:58
E-mail Читая первый постинг, я ожидала во втором прочитать нечто подобное. Вот только от тебя, Толя, я этого не ожидала, зная твою безмерную любовь к Андрею Вадимовичу.

Audio Producer 19 янв. 2006 19:55
WWW У меня даже к девушкам не бывает безмерной любви... :--))) все в меру!
А к мужчинам у меня объективное отношение, где плюс, там плюс, где минус, там минус.
Думаю, если бы Макаревич знал хоть немного о человеке, по которому так походя лихо прошелся, он бы сожалел и извинился. Между прочим, Макаревич приятельствует с Алексеем Козловым, а тот хорошо знал Эстеркеса по джазовым тусовкам - вот бы и спросил у него, что это за человек...
Картинку он нарисовал конечно, смешную, писать умеет, нет спору, - но только крайне далекую от реальности - я ведь тоже по тем коридорам ходил за этими литовками, матьихзаногу.
И как Эстеркес вместе с покойными уже Саульским, Терлецким и бывшим песняром Валерой Яшкиным (это был худсовет по эстраде) держали круговую оборону от райкомовских-горкомовских "искусствоведов в штатском", прикрывая тылы всем этим полуподпольным группам и не давая их раздавить - знаю очень хорошо.
И какие они сочиняли идеологические обоснования "необходимости поддержки развития молодежной музыки" - тоже знаю.
И что-то я ни в каких мемуарах не прочитал благодарности хотя бы Саульскому - что тот своей широкой спиной члена правления Союза композиторов, преседателя секции эстрадной музыки закрывал их от разгрома...


Audio Producer 19 янв. 2006 20:05
WWW И еще - это хороший урок всем пишущим - не "лихачить", не кидаться словами, особенно про реальных людей, а взвешиватьслово. Или, как теперь говорят, "фильтровать базар". :-))

Natasha 19 янв. 2006 22:06
E-mail В нашей стране есть два ярчайших представителя якобы андеграунда. Бедные, гонимые, сильно пострадавшие от советской власти. Никогда нигде не прочитала, чтобы они хоть кому-то когда-то за что-то сказали спасибо. Гениальны у нас в стране только эти двое. Только не пойму кто гениальнее. Наверное, все-таки Макар. Имя второго называть не буду. Его, как самого господа бога, в суе поминать не рекомендуется.

lib 21 янв. 2006 12:22
Тут много кого можно узнать , правда , у меня первым напрашивается только одно имя .

Natasha 21 янв. 2006 19:18
E-mail
у меня первым напрашивается только одно имя .

А оно только одно и есть. "Главный хиппи СССР". :-)))

Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Одна страница