О чем пою гитары...


"поп-музыка": хорошо это или плохо

Моему сыну 16 лет. Он способный парень, хорошо учится, и, уступая его долгим просьбам, мы c мужем купили ему электрогитару. Тут кончился наш покой. Вместе с приятелями сын организовал ансамбль, который играет в школе на вечерах. Но репетировать ребятам ни в школьном зале, ни в красном уголке жилконторы не разрешают. И понятно: кто может вынести такой грохот? Ансамбль репетирует у нас дома. Соседи пока, к счастью, молчат, я же, кажется, начинаю глохнуть. По-моему, это не музыка, а сплошной вой, конвульсии, не мелодия, а какие-то ее обрывки.

Недавно мы с мужем сходили на концерт ансамбля "Поющие гитары". И хотя артисты играют, по-моему, тоже чересчур громко, но в их репертуаре - нормальные, хорошие, мелодичные песни. Когда я посоветовала сыну брать пример с "Поющих гитар", он с Пренебрежением ответил: "Это - не настоящая "поп-музыка". А для "поп-музыки" ты, мама, извини, устарела" (замечу, что мне 36 лет, и я совсем не чувствую себя старушкой).

Мне представляется, что было бы полезно, если бы газета на своих страницах рассказала, что такое "поп-музыка", хорошо это или плохо. Ведь гитарные ансамбли очень распространились сейчас, и, я уверена, вопрос этот волнует многих. Существует ли такая организация, где ребята могли бы проконсультироваться, поучиться, где им прививали бы хороший вкус?

Е. КАРГАНОВА, инженер

Действительно, "гитарные" ансамбли получили сейчас широкое распространение среди молодежи. Причем те, кто играет в них, относятся к своему музицированию с невероятным энтузиазмом, а споры между горячими поклонниками "поп-музыки" и не менее горячими ее отрицателями становятся порой пугающе возбужденными. "Поп-музыка" - это хорошо или плохо? Мне думается, что ответить однозначно на такой вопрос нельзя: плохое и хорошее причудливо сплелось в этом искусстве, оно противоречиво в своей основе.

"Поп-музыка" - сокращенное "популярная" или народная музыка. Иногда отдельные ее ответвления называют "бит-бит", что значит по-английски "сильный удар". Ансамбли, играющие "поп-музыку", обычно небольшие. Состоят из четырех-пяти певцов, аккомпанирующих себе на электрогитарах, и ударных. К этим инструментам нередко добавляются другие: электронные, духовые, струнные.

Подобные музыкальные группы стали появляться в разных странах во второй половине 50-х годов. Унаследовав кое-что в стиле и манере игры от джаза, они в то же время были во многом ему противоположны. Джаз в своем развитии все более становится искусством изысканным, для "посвященных". "Поп-музыка" же значительно доступнее. Умеешь извлекать из гитары несколько аккордов - ступай себе, играй в ансамбле. Иное дело, что и "поп-музыка" знает своих мастеров, таких, например, как феноменально одаренный, рано скончавшийся гитарист Джимми Хендрикс.

Но возникавшие тогда самодеятельные ансамбли еще не стали направлением. Оно появилось в начале 60-х годов, когда на орбиту мировой эстрады вышел известный английский квартет "Битлз": Д.Леннон, П.Маккартни, Д.Харрисн и Р.Стар. Поначалу четверо парней, выходцы из рабочих кварталов Ливерпуля, выступая в кабаках родного города, не слишком успешно гастролируя в Гамбурге, вели существование столь же трудное, как и другие многочисленные музыкальные группы. Благодаря несомненному дарованию и поддержке большого бизнеса "Битлз" в короткий срок заняли такое положение среди "звезд" легкого жанра, какого - по количеству пластинок, гонорарам, ажиотажу - никто еще не занимал. Вокально-инструментальные группы по образцу "Битлз" стали появляться, как грибы после дождя. Разумеется, лишь немногим из них удавалось выйти из безвестности.

О чем песни "Битлз"? О любви, о разочаровании, есть песни сатирические, скажем о незадачливом министре, и песни, поднимающиеся до критики буржуазного уклада и призывающие к борьбе с ним. Но каковы песни, о чем они - посетителям концертов "Битлз", так называемым "тинэйджерам" ("...надцатилетним") - подросткам примерно 12-18 лет, не так уж важно. Едва артисты появлялись на эстраде, как с тинэйджерами начиналась истерика: они вопили, рвали на себе одежду и волосы. Несмотря на бешеную громкость, музыка не в состоянии была перекрыть шум дикой оргии.

Распространение "поп-музыки" в странах Западной Европы и Америки связывают с движением хиппи. В Париже, Амстердаме, Люксембурге наблюдал я немытых и нечесаных, одетых с вызывающей небрежностью хиппи, которые стадами бродят из страны в страну. Их "поп-песни" выражают весьма путаные идеалы всеобщего нищенского благоденствия, воспевают свободную (от норм морали) любовь и забытье, даруемое наркотиками (которые они обильно употребляют). Хиппи полагают, что их образ жизни, как и песни, - вызов буржуазному миру.

Но может ли, хотя бы слегка, напугать заправил этого мира столь наивный "протест"? Нет, конечно. Они даже склонны поощрять самые экстравагантные проявления "хиппинизма" и, в частности, "поп-музыки", рассчитывая тем самым заглушить голоса истинного социального протеста. Они намеренно раздувают истерический ажиотаж вокруг "поп-групп" в среде подростков, внушая им: в наш век акселерация вы - активная политическая сила. Родителям не нравится ваш образ жизни и ваши песни - боритесь с родителями, орите, наяривайте свои песни еще громче (зарубежные социологи изобрели специальный термин - "шатер"; шатром невыносимой громкости юношество отгораживается от взрослых). Создается видимость невероятной активности юнцов, иллюзия борьбы поколений; конкуренция идолов "поп-музыки" становится средоточием всех интересов. Так проявляется стремление отвлечь молодое поколение от настоящих противоречий капиталистической действительности.

В этих условиях стиль "Битлз" (в начале 70-х годов ансамбль распался, и теперь его участники фигурируют в виде отдельных "звезд") оказался в целом сравнительно невинным. Существует множество групп, культивирующих агрессивно-циничный стиль и в музицировавши, н в жизненном поведении (упомянем среди этих групп английскую "Роллинг-стоунз" - "Катящиеся камни"). Откровенная аполитичность, стремление пробудить у аудитории самые темные инстинкты, спекуляция на сексе, попрание норм приличия - таковы приметы этого "стиля". Концерты ансамблей такого рода обычно оканчиваются буйством публики, скандальными потасовками, прекращающимися лишь с вмешательством полиция. Подробности этих побоищ пресса затем тщательно муссирует, инспирируя новые оргии.

 

Было бы, однако, несправедливым считать что "поп-музыку" слушают и исполняют лишь разнузданные нарушители порядка я бизнесмены. Существует известное число групп, в частности в США, ставящих свое искусство на службу прогрессивным политическим целям. В репертуаре этих ансамблей - песня протеста против войны н военного психоза, расового преследования, социальной несправедливости. Группы этого рода часто исполняют в "битовой" манере народные песня, песня таких известных авторов, как Пит Сигер, Боб Дилан. Художественная деятельность упомянутых групп вдохновляется оппозиционными настроениями в среде молодежи, открытыми демонстрациями в защиту прогресса.

Итак, как видим, "поп-музыка" на Западе обнаруживает кричащие противоречия: рожденная неудовлетворенностью существующим буржуазным укладом, она во многих случаях работает в поддержку этого уклада. Песни, яркие по своему поэтическому н мелодическому складу, обычно искажаются, извращаются разнузданно-крикливой манерой исполнения. Эти и другие противоречия самого искусства служат в конечном счете отражением глубочайших социально-политических противоречий капиталистической действительности.

В среде советской молодежи "поп-музыка" получила довольно широкое распространение, разумеется, далеко не все виды этого искусства. Те его реакционные, аморальные проявления, которые выше упоминались, конечно, не могли бы привиться, ибо в самом быте, духовной жизни нашего юношества они не нашли бы для себя питательной среды. Распространение получают преимущественно песни, выражающие здоровые и добрые чувства, и мысли, мелодичные и бодрые. Во многих ансамблях появляются я песни собственного сочинения. Не следует, однако, закрывать глаза на то, что отдельным музыкальным группам импонируют экстравагантные образцы "поп-музыки", и тогда страдают те, кто становится их слушателями. А порой молодые люди оказываются недостаточно зрелыми для того, чтобы под красивой, привлекательной музыкальной "оберткой" обнаружить в тексте, отравленное содержание.

Конечно, молодежи нужно помочь и разобраться в репертуаре, перенимаемом с голоса зарубежных артистов, и приобрести навыки грамотного ансамблевого музицирования, и совершенствовать вкус. Труд этот должны взять на себя клубы, дома и дворцы культуры - под руководством комсомольских организаций, при консультативной помощи Союза композиторов. Труд этот - не простой, потому хотя бы, что нужно владеть очень обширным песенным материалом. В свое время шефство над самодеятельными гитарными группами брал Дворец культуры имени Ленсовета, ряду ансамблей оказывает поддержку Дом народного творчества. Этого, однако, совершенно недостаточно: в подавляющем большинстве группы предоставлены сами себе, беспризорны.

Советские композиторы уже давно ощутили, что в "поп-музыке" есть здоровое зерно, которое могло бы дать всходы на нашей песенной ниве. Такие известные песни, как "Атомный век" А. Островского, "Огонь Прометея" А. Фельцмана, "Я к тебе не вернусь" и "Песни Тиля Уленшпигеля" А. Петрова, песни из мультфильма "Бременские музыканты" Г. Гладкова, написаны с использованием приемов биг-бита, которые придают им в одних случаях характер напористый и энергичный, по-ораторски броским, в других - лукавый, озорной. Приметы биг-бита мы частенько встречаем в прикладной музыке - танцевальной, написанной для кино. Но не только прикладной. Недавно в Ленинградской консерватории состоялась премьера симфонического сочинения, где нашли себе место биг-битовые интонации, гармонии, ритмы, приемы игры. Это Концерт для симфонического оркестра, трех электрогитар и ударных, написанный С. Слонимским.

Немалое число ансамблей, поющих и играющих полностью или частично в биг-битовой манере, утвердилось на нашей профессиональной эстраде, завоевало признание слушателей. Напомню о белорусской группе "Песняры", московских "Самоцветах", ленинградских "Лира", "Калинка". Названный стиль оказал определенное влияние на исполнительскую манеру такого популярного ансамбля, как "Дружба".

Но первой у нас биг-битовой группой, вышедшей на профессиональную эстраду, стал ленинградский коллектив "Поющие гитары". Они ввели в наш обиход немало песен советских и зарубежных авторов, распространенных на пластинках, в специально изданных сборниках. Несомненная музыкальность, хорошие вокальные данные участников ансамбля, искренняя и темпераментная манера пения снискали им весьма широкую популярность в молодежной, главным образом рабочей аудитории.

Не вызывает сомнений музыкальная квалификация артистов: все они в большей или меньшей степени свободно владеют инструментами, часто несколькими, поют живо, непринужденно. Но в их возможностях, думается, музицирование более тонкое - по ритму, гармонии, оттенкам звучности, более виртуозное. Наряду с изобретательными, ярко звучащими аранжировками есть и упрощенные, пестрые по стилю. Заслуживает упрека сценическая сторона выступлений "Поющих гитар": актеры держатся скованно, разные по духу и жанру песни поются в одинаковой манере. Для того, чтобы служить примерам для начинающих, любительских ансамблей, для того, чтобы достойно представлять на эстраде советскую песню, "Поющим гитарам" следует продолжать инициативные поиски современного, свежего, значительного по поэтической и музыкальной мысли репертуара, совершенствовать свое искусство.

Чтобы оградить наше юношество от пагубного влияния отрицательных проявлений поп-искусства, чтобы эстетическое, воспитательное воздействие его на молодежь было полезным, обогащающим, - процесс усвоения ею этой музыки не должен быть стихийным. Для этого должны объединить свои усилия композиторы, музыковеды, артисты, работники радио, телевидения, печати, комсомольские работники, сотрудники культурно-просветительных учреждений, учителя, родители. И тогда музыканты-любители поймут, что упреки учителей не лишены основания, а родителя не так уж безнадежно "устарели". И тогда гитары, поющие на эстраде, во дворе, у нас дома, будут доставлять удовольствие всем, кто их услышит.

М. БЯЛИК, кандидат искусствоведения
3 марта 1974 г. "Ленинградская правда"


Начни с начала Не забывай Форум
Copyright 2003 "Популярная советская песня"
Вы можете использовать материалы сайта с разрешения координаторов проекта popsa.su